История обители. Часть I

Историческое описание Свято-Вознесенского женского монастыря.

1865 – 1919 годы

 

Посад ДубовкаПосад ДубовкаС давних времен красуется на берегах Волги посад Дубовка. Он был важным транспортным узлом, центром экономики и торговли, одно время опережал Царицын и Камышин. Здесь жили купцы, мастеровые люди, крестьяне. Сюда привозили товары из северных губерний России, а дубовские извозчики переправляли их на Дон и Кавказ. Важное географическое и экономическое положение притягивало в Дубовку народ со всей страны. За 30 лет с 1833 по 1864 гг. ее население увеличилось в два с половиной раза и составило 12440 человек (число царицан в ту пору еще не достигало семи тысяч жителей). Вместе с православными в посад приехало немало молокан и представителей других нетрадиционных верований. Все это заставляло дубовских священников заботливее относиться к духовным запросам жителей, тщательнее готовиться к проповедям, размышлять о путях духовного развития общества. И в ответ на запросы времени сюда Божьем провидением был направлен замечательный человек, один из лучших иереев тогдашней России.

Успенский собор в Дубовке 19 векУспенский собор в Дубовке 19 векУкрашением посада был расположенный на Московской улице девятиглавый Успенский собор. В этом храме с 1847 по 1850 гг. и с 1853 по 1876 гг. служил протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский. Скромный человек замечательной жизни, усыпанной терниями, отличавшийся по своим остроумным проповедям и по особой любви к страждущему человечеству. Он чуток был ко всем, к нему приходили все: молокане и всевозможные сектанты, и он, всегда отзывчивый на чужое горе, никого не отпускал без посильной помощи, поэтому всё население Дубовки его любило и уважало. 
прот. Иоанн Покровскийпрот. Иоанн ПокровскийПротоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин на имя Преосвященного Иоанникия, епископа Саратовского и Царицынского послали письмо о создании женской общины. В письме-обращении мы читаем дословно: «Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин для блага тамошнего степного края хотят «насадить благочестие через основание женского монастыря».
Жизнь отец Иоанн, особенно после смерти супруги и гибели единственного сына, вёл аскетическую, духовно окормлялся он у старцев: отца Адриана из Югской пустыни Ярославской губернии и отца Петра из Иерусалимской слободы Тверской губернии. Отец Петр сам через посланца благословил на постройку монастыря. Было получено и святительское благословение Преосвященнейшего Иоанникия. При учреждении общины Дубовское городское самоуправление обещало безвозмездно отвести под святую обитель столько земли, сколько потребуется, а жителем дать все то, что необходимо будет. В 1864 году отец Иоанн на свои личные средства купил усадьбу с двумя прудами, в степи на возвышенности в пяти верстах от посада Дубовка.

Теплый храм с келейным корпусом 1866 годТеплый храм с келейным корпусом 1866 годСтроящаяся обитель испытывала недостаток питьевой воды, за которой надо было далеко ходить. Тогда и происходит чудо, изложенное в начале 20-го века П.М. Посохиным. «Помню я, отец протоиерей взял меня – еще мальчика с собою на прогулку, и мы поехали с ним в долгушке на лошади в степь на то место, где он хотел основать обитель. Отца протоиерея заботила мысль о воде, её – то и трудно было достать в этом месте. Будучи человеком глубокой веры, надеясь на помощь свыше, он оставил меня в долгушке вместе с кучером, а сам отошел на несколько шагов в сторону; встал на колени и, воздевши руки к небу, – усердно и долго молился, изливая слезы. И когда терпение мое от долгого ожидания истощилось, я вышел из долгушки, и увидел отца протоиерея молящимся (о великое чудо!) уже не на земле стоявшим, а несколько приподнявшимся – как будто на воздухе. От страха и волнения я закричал, и от моего крика он закончил свою молитву и, утешив меня ласково, приказал мне разметить колышком то место, где он молился в этот раз. Впоследствии на этом месте, где он молился, вырыт был колодезь № 1 с приятной на вкус водою, существующим и до сего времени».
Начальница общины мон.Виталия IНачальница общины мон. Виталия IОсенью 1865 года отец Иоанн освятил место для первой кельи. Собрались первые насельницы числом в пять человек. Первой начальницей монашеской общины стала по выбору отца Иоанна рясофорная послушница Виталия из города Бежецка. В общине ничего не строилось, не определялось без ведома отца протоиерея, он был попечителем и строителем этой юной общины. Он был как чадолюбивый отец своим детям, радовался процветанию новой обители. Однако радость его была не особенно продолжительной, ибо при всяком добром деле, которое делает человек с помощью Господа, враг рода человеческого – диавол – также не дремлет и делает свое дело: через слабых людей вселяет раздор и вражду в собранных в общину сестрах. Назначенный в монастырь дальний родственник о. Иоанна отец Павел Павильонов отделяется с небольшой партией сестер из семи человек, причиняя много зла для отца протоиерея.
Пошли доносы в Саратов к Преосвященному Епископу Тихону (Преосвященный Иоанникий был уже переведен), и хотя доносы были не основательные, хотя другая партия сестер опровергала эти доносы – отцу протоиерею Преосвященным Тихоном было запрещено служение в монастырской церкви и посещение общины. Потом пошли доносы, что настоятельница монахиня Виталия не следит за сестрами, что они ходят к отцу протоиерею Иоанну, и Преосвященный прислал в монастырь другую мантийную монахиню Марию из Саратовского монастыря, а Виталию отослал в Саратовский монастырь под начало. 
При мантийной монахине Марии смуты и неприятности усиливаются, в монастыре случается пожар в келейном корпусе, где находилась церковь. Многие сестры, терпя нападки и невзгоды, расходятся из общины к посадским жителям, и, лишенные своей обители, в слезах и великой скорби живут в Дубовке.
Отец протоиерей, скорбя за свою обитель и видя, что мир не водворяется в обители, посылает двух деятельных послушниц Анну Алексеевну Евлампиеву (впоследствии схимонахиня Агния) и Пелагию Васильевну Дорошенко лично просить защиты Государыни Марии Александровны, супруги императора Александра II, которая сказала, что «все будет по Вашей просьбе, поезжайте и успокойте сестер». 
Вскоре был прислан Указ на имя Преосвященного Тихона, которым предписывалось немедленно послать в эту общину благонравную и деятельную монахиню, и собрать в общину всех сестер, которые разошлись.
Игумения Виталия IIИгумения Виталия IIБыла назначена из Саратовского женского монастыря Виталия II. К этому времени отец протоиерей все более и более слабел здоровьем и опять повторял свои пророческие слова: 
« Вы доживете и увидите, но я отойду в вечность. Когда приедет Владыка и придет бумага, которая оправдает меня, то меня уже не будет здесь, я буду в вечности, где царствует одна правда». Все эти слова впоследствии сбылись, как говорил Батюшка. Приехавшая в августе 1876 года монахиня Виталия нашла полный распад монастыря: сестры, которые вышли временно из общины в Дубовку, встретили матушку Виталию с великими слезами и просили её защиты, чтобы она установила между ними мир и тишину и укротила все раздоры и распри.
Батюшка Иоанн доживал последние минуты. Вскоре по приезде матушки Виталии он скончался – в октябре с 28 под 29 в 12 часов ночи 1876 года на 60-ом году жизни.
Преосвященный Тихон ехал в это время в Дубовку для освящения Воскресенского храма. Трогательно было видеть, когда Владыка, подъехавши к дому отца протоиерея, подошел к праху этого великого страдальца, поклонился ему до земли, прося у него прощения за причиненные ему обиды. Великое стечение народа было на отпевании, которое совершил с целым сонмом священников сам Преосвященный Тихон. Похоронили отца Иоанна вначале возле алтаря первого храма, к 1914 году могила была покрыта чугунной плитой и находилась уже среди теплого храма.
Продолжнение
Первым делом новой настоятельницы монахини Виталии было поправка и постройка сгоревшего корпуса и освящение храма.
Иг. Виталия с воспитанницами приютаИг. Виталия с воспитанницами приютаПо мере возможности матушка Виталия умиротворяла сестер после их раздора, старалась вселить в них любовь и мир. Когда в монастыре все устроилось и успокоилось, матушка настоятельница приступила к дальнейшим работам: вырыт был второй колодезь с прекрасной для питья водой, отведено место для кладбища, которого не было в обители в течение 12-ти лет, так как за это время здесь никто не умирал.
Говорят, что это обстоятельство, то есть что в общине никто не умрет раньше основателя монастыря, было предсказано им самим, что между прочим слышала поступившая в монастырь 28 августа 1870 года послушница Акилина Бойкова (впоследствии игумения Августа).
Матушка Виталия вполне посвятила себя на восстановление и украшение сей разрушившейся общины: была задумана постройка собора. 29 мая 1880 года на праздник Вознесения Господня в присутствии Преосвященного Тихона был заложен собор в честь Вознесения Господня.
Собор строился пять лет и, когда был окончен вчерне, случилось несчастье: главный купол ночью рухнул внутрь храма. Вознесенский СоборВознесенский Собор
Был приглашен другой архитектор. И с благословения Владыки вновь было освящено место, и опять началась постройка собора. В три года окончили собор вчерне. В 1891 году на 19-е число сентября было назначено освящение главного престола во имя Вознесения Господня. 
За годы настоятельства монахини Виталии были возведены следующие постройки: дом для священника, корпус пекарни, ковровая мастерская, игуменский корпус, корпус для детского приюта.
В это время монастырским священником был о. Феодосий Васильевич Никольский, он как ревностный любитель церковного пения по просьбе матушки Виталии организовал прекрасный монастырский хор, научив хор гласовому и партесному пению. 
Окончание постройки собора, сооружение в монастыре множества капитальных строений, увеличение числа насельниц до 182-х сестер, пожертвование монастырю значительного количества земли, – все это было причиною того, что Дубовская монастырская община возбудила через Саратовское Епархиальное начальство ходатайство перед святейшим Синодом о преобразовании общины в общежительный монастырь.
Святейший Синод удовлетворил ходатайство Преосвященнейшего Авраамия. В 1892 году 22 октября настоятельница монастыря матушка Виталия была возведена в сан игумении, а 10 декабря 1892 года были пострижены в мантию 14 сестер.
В 1899 году монахиня Августа (будущая игумения) становится казначеей монастыря. Четыре года монахиня Августа была казначеей и строго следила за монастырским хозяйством, что особенно требовалось ввиду болезни игумении Виталии. В 1904 году игумения Виталия отказалась от должности игумении по болезни, и по своему желанию и желанию сестер сдала, с разрешения Епархиального начальства, все монастырское управление матушке Августе, которая с 1904 года значилась по бумагам исполняющей должность настоятельницы.
Игумения АвгустаИгумения АвгустаВ первые годы своего управления монастырем матушка Августа приобрела в пользу монастыря фруктовый сад. Ею же был сооружен деревянный корпус, гостиницы, была устроена прекрасная для сестер больница. 
В 1906 году матушка Августа была утверждена в должности настоятельницы.
В 1907 году 25 ноября скончалась игумения Виталия на 77 году жизни, положившая так много труда для блага вверенной ей обители, страдавшая тяжелою болезнью в течении 14 лет.
В свое управление матушка Августа, следя за монастырскими делами, строго следила также и за духовным настроением вверенных ей сестер: так по примеру других монастырей сестры стали сходится в полночь в храм, для совершения установленной полунощницы и чтения дневного акафиста, чего раньше не было (было чтение полунощницы при матушке Виталии, но по кельям, а не в храме).
В 1908 году трудами и стараниями матушки Августы была отремонтирована и приведена в надлежащий вид монастырская каменная ограда, которая от давности пришла в ветхость. Не имея больших наличных средств, матушка Августа обращалась к добрым людям за пожертвованиями. Произвела ремонт по монастырю, не затронув монастырского капитала – исключительно на пожертвования добрых благотворителей.
В 1909 году 21 мая матушка Августа получила сан игумении, причем для вручения ей посоха изволил приехать в монастырь лично Преосвященнейший Гермоген епископ Саратовский.
Весной 1910 года при очередном посещении монастыря Преосвященный Гермоген особо интересовался местно-чтимой чудотворной Тихвинской иконой, для которой он на свои деньги заказал новую серебряную вызолоченную ризу и металлический киот.
10 января 1911 года матушка игумения Августа и монастырский священник о. Феодосий Никольский получили из Консистории по небольшой серебряной медали в память 25-тилетия церковно-приходских школ, так как в монастыре существовала школа грамоты, в коей матушка игумения состояла попечительницею, а батюшка – 

Тихвинская икона Божьей материТихвинская икона Божьей матери

законоучителем.
В 1913 году за ревностную службу и за понесенные труды для блага монастыря в продолжении 45-ти лет игумения Августа была награждена наперсным золотым 

 крестом.
В 1914 году монастырь посетил Преосвященнейший епископ Палладий. Во время всенощного служения Владыкою Палладием были пострижены в великий ангельский образ – схиму – 4 монахини-старицы, а за литургиею 4 послушницы – в мантию. И так с Божиею помощью при пожертвованиях добрых людей и при неустанных трудах игумении Виталии и игумении Августы с сестрами Дубовский Вознесенский женский монастырь достиг цветущего состояния.
На 1-ое января 1915 года в монастыре состояло 60 монахинь и 289 послушниц. 
Монастырь имел собственный кирпичный завод, подворье в Царицыне, в Дубовке, в селе Городище около Красного колодца (ныне источник св. мчц. Параскевы).